Перед началом работ над интернет-магазином имеет смысл оценить его перспективы.
Наверняка вы уже думали об этом и оценивали их. Но многие заказчики часто недооценивают сложности, связанные с наполнением и продвижением сайта. Ваши ответы на вопросы в этом разделе помогут нам получить основную информацию о планируемом к созданию интернет-магазине, а вам — ещё раз оценить своё место в сегменте рынка интернет-торговли.
Есть ли у вас уже бизнес по торговле, и вы хотите дополнить его интернет-магазином, или этот проект начинается с нуля?
Если у вас уже есть бизнес, и интернет-магазин должен дополнить его, добавив ещё один канал сбыта, то нашей задачей будет максимально удобно вписать создаваемый интернет-магазин в ваш имеющийся бизнес и учесть в нём все имеющиеся особенности вашей торговли, системы скидок, товарного учёта и т.п.
Если бизнеса ещё нет, и вы делаете основной упор на вновь создаваемый ресурс и продажи с него, то наша задача — обсудить ваше видение проекта и перспективы его развития.
Какого рода товары вы хотите продавать?
Сейчас много различных интернет-магазинов, в которых можно купить всё, начиная от продуктов питания и заканчивая специализированными запчастями для станков. И каждая отрасль диктует свои особенности. Например, многое зависит от того, большая ли конкуренция в данном сегменте в интернете. Какие особенности у ваших товаров, много ли сейчас подобных предложений в интернете? Какие у вашего товара описания, изображения, характеристики? Есть ли материалы о товарах для размещения на сайте?
Какой объём продаж через сайт вы планируете?
- Если у вас уже есть интернет-магазин, то какой объём продаж у него сейчас?
- Что сдерживает?
- Какое среднее дневное посещение сайта уникальными посетителями есть, и какое надеетесь достигнуть?
- Есть ли подобная информация на сайтах вашей тематики (например, сайтах ваших дилеров или партнёров)?
- Какой вообще максимальный объём продаж может быть у интернет-магазина данной тематики?
От ответов на эти вопросы во многом зависит рентабельность этого проекта и возможные средства, которые могут быть выделены на его развитие.
Есть ли сейчас или, возможно, у вас уже был сайт с интернет-магазином?
Если есть или был, то что в нём не устраивает, почему хотите переделать?
Довольно частая ситуация — сайт уже есть или был, но не устраивает. Чаще всего это происходит по следующим причинам:
- Сайт был сделан малыми силами, и исчерпал возможности своего развития. Многие необходимые вещи в нём просто невозможно сделать.
- Сайт неудобен для наполнения и поддержки, за каждой мелочью приходится обращаться к разработчику.
- Разработчик сайта растворился, а сайт надо поддерживать и развивать. Найти того, кто бы разобрался в старом сайте, не получается.
- Сайт был и есть, но в нём нет интернет-магазина. И приделать к нему магазин никто не берётся.
В этом случае вам имеет смысл выписать по пунктам, что не устраивает в старом сайте и что хотелось бы увидеть в новом. Это касается и внешнего вида сайта, и удобства управления сайтом, и особенностей управления заказами, товарами и покупателями.
Кого вы видите своими покупателями?
- Это будет в основном розничная или оптовая торговля?
- Единичные посетители, зашедшие на ваш сайт по поисковым запросам или постоянные покупатели? Из вашего города, или по всей России, или даже из других стран?
- Важна ли для вас лояльность покупателей?
- Много ли наименований и единиц товара у вас обычно покупают?
- Каким вы представляете уровень владения компьютером вашего среднего покупателя?
- В основном ваши покупатели — частные лица, или представители организаций?
Особенно много различий для сайтов оптовой и розничной торговли.
Для оптовой торговли покупатели — в основном представители организаций, с которыми уже давно налажены отношения, и интернет-магазин в данном случае скорее всего просто удобный инструмент, чтобы упростить уже имеющиеся товарно-денежные отношения.
Но в этом случае встаёт несколько новых вопросов:
Даже если не прикладывать специально усилий для продвижения сайта, всё равно через некоторое время ваш сайт будут находить по поисковым запросам. И бо́льшей частью этого потока скорее всего будут розничные покупатели.
Планируете ли вы розничные продажи через сайт, и если нет, то куда идти розничным покупателям
(поручик, молчать!), зашедшим на ваш сайт по поисковым запросам? Будут ли на сайте рекомендованные вами розничные точки?В зависимости от того, будет или нет доставка в другие регионы, придётся строить систему заказа товара. Но об этом позже.
От уровня владения компьютером среднего покупателя зависит необходимость «навороченности» интерфейса. Делать для магазина валенок систему сложного поиска и отбора товара нецелесообразно, а в магазине компьютерных комплектующих без него не обойтись.
От стремления к лояльности покупателей зависит построение систем скидок и прочих бонусов для постоянных покупателей.
Много ли у вас конкурентов, и какое место вы хотите занять с интернет-магазином?
Здесь имеются в виду не только прямые ваши конкуренты на физическом рынке, но и те, которые будут вашими конкурентами в интернете. Например, может оказаться, что ваш основной реальный конкурент не имеет нормального сайта, а на первом месте в поисковых запросах стоит какой-то индивидуал с мизерными продажами, но у которого хороший сайт, сделанный уже давно. Поэтому имеет смысл посмотреть сайты, выпадающие по вашим поисковым запросам.
Есть ли у вас «изюминка», которая позволит выделить ваш сайт и интернет-магазин среди конкурентов?
Если пока нет, то, может, имеет смысл подумать над этим?
Например, несколько лет назад мы делали сайт для фирмы, занимающейся продажами и установкой кондиционеров и вентиляционного оборудования. Совместно с заказчиком мы провели исследование сайтов конкурентов, и увидели, что практически на всех этих сайтах от покупателя требовалось знание многих технически сложных подробностей. И тогда мы решили, что основной фишкой сайта станет слоган «Климат в помещении — это просто». От покупателя требовалось ответить на несколько простых вопросов, а остальные технические параметры уточняли специалисты фирмы. И это хорошо сработало.
Приведите примеры нескольких сайтов с интернет-магазинами в вашей или близких отраслях, которые вам нравятся в целом или нравятся своими отдельными элементами.
По каждому сайту напишите, что именно вам в нём нравится. Отдельно — что не нравится. Например, по сайтам, торгующим велосипедами:
Сайт Нравится Не нравится http://www.velosite.ru/ - Удобный мастер по подбору велосипеда.
- Достаточно подробное описание товаров.
- Достаточно удобная система поиска и отбора велосипедов.
- Большой мелькающий баннер вверху главной страницы и на страницах с товарами.
- Неудобный каталог запчастей.
http://www.velostrana.ru/ - Удобная система поиска и отбора велосипеда.
- Удобное оформление заказа.
- Более удобный каталог запчастей.
- Очень удобное и подробное описание товаров.
- Опять мелькающий баннер, который отъедает основное место и отвлекает.
- Слабоватый и замусоренный дизайн.
Особенно выделите те моменты, которые вы хотели бы видеть на своём сайте такими же или аналогичными.
Советы
Сделайте список сайтов с интернет-магазинами вашей тематики, стоящих на разных позициях по различным поисковым запросам.
Это поможет вам оценить ваш рынок и получше определить, какую нишу может в нём занять ваш интернет-магазин. Кроме того, вы при создании этой таблицы сможете оценить поисковые запросы, по которым имеет смысл продвигать ваш сайт. Могут возникнуть идеи, что имеет смысл взять у конкурентов, а чего надо избежать.
При создании этой таблицы постарайтесь стать на это время простым посетителем, а не специалистом в данной отрасли. Например, подбирая запчасти для велосипеда, представьте себя подростком, который хочет купить колесо, а не специалистом по велосипедам и запчастям. Имеет смысл по некоторым сайтам попросить посмотреть или найти товар и заказать его простых людей, которые не особо в теме.
Мы, конечно, сами можем провести это исследование и часто за него берёмся, но есть резоны, чтобы вы его сделали сами с нашей помощью:
- Вы лучше нас разбираетесь в теме своего бизнеса и рынка. Вам будут видны такие нюансы в сайтах конкурентов, о которых мы можем не знать.
- Проведённому самостоятельно исследованию вы будете больше доверять и будете уверены, что оно сделано не для того, чтобы получить с вас дополнительную оплату.
- Знание ключевых слов и жаргона вашей отрасли поможет эффективнее подобрать поисковые запросы.
- Это экономия средств и времени.
Попробуйте заполнить следующую таблицу:
№ | Запрос | Позиция | Сайт | Посетители | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Купить велосипед (526 384) | 1 | http://www.velosite.ru/ | — | В понравившихся. |
2 | 3 | http://www.velostrana.ru/ | 9 000 | В понравившихся. | |
3 | 10 | http://www.velosklad.ru/ | — | Баннер мелькает! Удобный каталог. | |
4 | Запчасти для велосипеда (10 504) | 1 | http://www.mag-russia.ru/velozapchasti/ | 1 700 | Подробный удобный каталог запчастей. Неудобный поиск. |
5 | 5 | http://www.xlinenn.ru/Spareparts/ | 1 924 | Подробный каталог. Удобный поиск. | |
6 | 11 | https://velorace.ru/17/ | — | Дурной дизайн. Удобный каталог. |
№. Просто номер по порядку. Для удобства обсуждения: «Посмотрите на 17 строку».
Запрос. В эту колонку вы ставите те поисковые запросы, по которым вы хотите, чтобы ваш сайт вышел на хорошие позиции. Возможно, это будут не общие запросы вроде «Купить велосипед», а с географической привязкой: «Купить велосипед Москва». Если по основным запросам в данной отрасли слишком большая конкуренция, а вы только начинаете дело, то имеет смысл конкретизировать запросы под вашу специфику. Например: «Запчасти велосипеда Merida Москва». Но при этом надо убедиться, что данный запрос может дать достаточное количество посетителей. Для Яндекса это можно сделать в сервисе подбора слов: https://wordstat.yandex.ru/.
В скобках после запроса в данной колонке — число показов в месяц.
Для запроса «Запчасти велосипеда Merida Москва» прогноз неутешительный — 1 показ в месяц.
В целом это достаточно большая и кропотливая задача — подобрать такой список поисковых запросов, который бы давал достаточный список целевых посетителей вашего интернет-магазина и при этом не был слишком тяжёл в конкуренции.
Позиция. По каждому из запросов имеет смысл привести несколько сайтов, стоящих на разных позициях в поисковом рейтинге. Например, на первом, пятом, одиннадцатом и двадцатом месте. И ещё можно дополнить таблицу отдельными заинтересовавшими сайтами. Например, сайт http://www.velostrana.ru/ стоит на 3 месте, но заинтересовал подачей товаров.
Сайт. Сам адрес сайта.
Посетители. Количество уникальных посетителей в сутки. На некоторых сайтах стоят счётчики, и по ним можно узнать это значение. Главное не перепутать число визитов в сутки, от начала работы сайта и число уникальных посетителей. Последнее — самое маленькое. Но на многих сайтах счётчики хоть и стоят, но они не показываются посетителям, и узнать число посетителей таких сайтов сложно. Счётчики на сайтах обычно стоят в самом низу страницы. Если на самом счётчике числа посетителей нет, то часто его можно увидеть при переходе на сайт счётчика с его иконки на сайте.
Комментарии. Ваши комментарии в свободной форме о дизайне, функционале и